Социальные сети не должны становиться инструментом для вскармливания наших страстей

Социальные сети стали одним из достижений человека XXI века. Для одних это инструмент, помогающий в работе и дополняющий обычный строй жизни. Для других социальные сети стали неким «камнем преткновения», куда уходит безвозвратно свободное время. Многих поглотила виртуальная реальность, за которой порой очень легко прятаться в депрессии или же наоборот жить ею, вскармливая там свою гордость или тщеславие. А как быть православному человеку? Стоит ли использовать социальные сети для реализации благих целей? На этой неделе мы общались с протоиереем Владиславом Дихановым, который рассказал о личном опыте использования социальных сетей для помощи нуждающимся людям.

1-социальные-сетиXXI век невозможно представить без Интернета, а смартфоны и планшеты сделали его доступным в любую секунду нашей жизни. Отец, расскажите, как научиться себя контролировать в процессе пользования Интернетом и его услугами, и зайдя на полчаса, для того чтобы, например, проверить почту, не остаться там на длительный период времени?

В первую очередь христианин руководствуется в своей жизни словом Божиим, иначе весь смысл христианства просто погибнет. Как сказано в послании к Коринфянам апостолом Павлом: “Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1Кор. 6: 12). Вред не в гаджетах, не в приборах, а вред в нашей зависимости от них. Сегодня это гаджеты, а, например, в XVIII веке это были увлечения модой и французским языком. Во все века жизни человеческой у людей были какие-то привязанности, и если бы этого не было еще две тысячи лет назад, то апостол Павел не писал бы об этом. Сегодня мы видим, что человечество за короткое время, за какие-то 20-30 лет, заглянуло в будущее. В 80-тые годы компьютер для вычислительных операций занимал целые комнаты, а сейчас техника с такими же возможностями может вместиться у вас на ладони. Действительно настолько быстро прогресс продвинулся вперед, что это не может само по себе не завораживать, особенно увлекает юные души – детей, молодежь. Но если христианин все-таки стоит на пути спасения, то рано или поздно он придет к осознанию того, что он попал в эту зависимость или наоборот, он стоит на грани того, что он может попасть в нее.

2348

Господь нас призывает к свободе, а любая зависимость лишает нас Богом дарованной свободы. А контролировать себя очень просто. Если вам нужно забить с десяток гвоздей в стену, то спрашивается, сколько времени вы будете их забивать? Неужели вы будете бить их сутками? Нет, а ровно столько времени, сколько надо будет чтобы вбить эти гвозди. Соответственно, пока существует необходимость воспользоваться интернетом по работе или по учебе – воспользуйтесь. Но другое дело, когда вы переносите все свое общения и свою жизнь в интернет пространство. Вот тут есть опасность не только того, что вы в нем растворитесь, но огромная угроза, что психика ваша будет исковеркана некой нереальностью. Ведь отправной точкой является то, что не мы должны служить этой технике, а она должна служить нам. Для человека это является главным посылом. Если ты чувствуешь, что ты начинаешь служить своей технике, а не она тебе, значит внимание! ситуация опасна, надо принимать меры.

Из уст верующих людей можно услышать два мнения относительно интернета и социальных сетей: первое – это то, что Интернет является источником зла и что верующей человек должен от него отказаться. А второе – это совершенно противоположная мысль, что социальные сети являются обильным полем для миссионерства. Какие вы положительные и негативные аспекты пользования интернетом можете выделить?

Конечно, я знаю о таких разных мнениях. И мне сразу припоминается история, которая произошла во время жизни святителя Иоанна Златоуста.

Церковь перестала быть гонимой и наступило некое такое благоденствие. Стали строится храмы, была введена пышность в богослужения. И вот это вот роскошество очень сильно контрастировало с той жизнью церковной, которая была от момента создания Церкви, во времена апостолов. Потому внутри самой Церкви нашлись люди, которые возревновали о состоянии дел и сделали выводы, что к роскошеству и другим вещам чаще всего приводят церковные трапезы, которые называли агапами – вечерями любви. Во время этих агап люди стали злоупотреблять вином, и в результате уровень благочестия христиан снижался. И вот внутри Церкви началось «благочестивое» движение, решившее, что все зло в вине и что его нужно запретить к употреблению. И единственный человек, который противостал этому движению, был святитель Иоанн Златоуст. Он очень мудро, духовно и взвешено доказал и показал, что не вино является виновником того зла, которое в Церкви начинает происходить. Потому что вино само по себе это и не добро, и не зло – это просто материя. В том числе он напомнил, что первое чудо Господь сотворил в Кане Галилейской на браке, претворив воду в вино. Опять же вино Господь использовал на тайной вечери – и по сей день вино используется в Церкви в качестве даров, приносимых на Божественной Литургии. И главное Иоанн Златоуст показал, что источник зла на самом деле находиться внутри нас. Вот точно так же лежащий на кухне нож. Вот это добро или зло? Это просто нож. Если мы его используем для того, чтобы приготовить еду для своей семьи – это хорошо, потому что твоя семья покушает. Но если вдруг мы решим воспользоваться им с иными целями, возьмем этот нож и пойдем кого-то грабить, то это уже будет зло. Но виноват в этом не нож, а виноват человек, который его использует. Такая же ситуация и с социальными сетями, с Интернетом. Сам по себе Интернет это и не добро, и не зло. В нем как в идеи, в возможности общаться заложено много хорошего. Лично я зарегистрирован в некоторых социальных сетях, и пользуюсь ими как инструментом для работы в благотворительной, социальной деятельности. Потому что, когда на дороге к тебе подходит человек и просит у тебя помощи, и ты готов ему ее оказать – это одно. А когда проблема масштабная и нужно оказать помощь очень многим людям, ты сам, в одиночку, уже не сможешь это потянуть. В таких случаях тебе нужны твои братья и сестры во Христе, те люди, которые готовы вместе с тобой идти оказывать помощь. Проще всего дать клич через социальные сети, и бывает, что даже незнакомые люди откликаются, кто-то приезжает. Таким образом, я познакомился со многими волонтерами, которые принимают участие в мероприятиях и акциях. А кто не может приехать, кто живет далеко и даже возможно на другом континенте, они переводят какую-то свою копеечку. И таким образом, благодаря социальным сетям как способу коммуникации, вырастает огромное благотворительное дело.

Многие люди на страницах в социальных сетях выкладывают свои фото и записи из жизни? Как вы к этому относитесь?

Повторюсь, но все-таки скажу: “Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1Кор.6:12).

С помощью публикации своих текстов в сетях можно открыть в себе талант писателя или поэта. И люди творческие именно таким образом и реализуются, открывая свои таланты всему миру. Но в то же время, если это становится инструментом для вскармливания наших страстей, к примеру гордыни или тщеславия, то конечно подобная деятельность не полезна. Я думаю, что в данном случае каждый должен решать этот вопрос со своим духовником, если такой имееться. Если нет, то у каждого человека есть какая-то внутренняя грань, за которую просто не следует переходить. Действительно, мир очень насыщен техникой. Некоторые называют наш век эпохой технократии. И скорость мира, в котором мы живем, очень огромна. Многие люди не успевают встречаться в реальной жизни. И конечно, в возможности показать друзьям как ты живешь через фотографии, которые выложены в социальные сети, нет ничего плохого. И когда у тебя в кармане находиться целая библиотека альбомов, это все же очень удобно. С этой точки зрения здесь ничего плохого нет.

Беседовала Мария ГУРСКАЯ

(95)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *